Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процес­са. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

Направления деятельности педагога-психолога:

с руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение  педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.
  2. Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного про­цесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совме­стимости сотрудников).
  5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
  8. Предоставляет отчетную документацию.
  9. 9.Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенно­стей детей.
  11. 11.При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз­вития на ПМПК.

со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде­нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго­гическим вопросам.
  5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников об­разовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  8. 8.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч­реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  9. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
  10. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  11. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  12. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные техно­логии, ИКТ-технологии).
  14. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
  15. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.

с воспитателем

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенно­стей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших до­школьников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образова­тельной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим на­правлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблем­ные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.
  8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж­дения у них эмоционального выгорания.
  12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (рабо­та в паре).
  13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные техно­логии, ИКТ-технологии).
  15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).
  17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

с музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
  3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упраж­нений на музыкальных занятиях.
  4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развле­чений и досуга, распределении ролей.
  7. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
  8. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации дви­жений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  9. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных заня­тиях.
  10. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  11. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

с воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре

  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физиче­скому развитию в рамках ФГОС ДО.
  2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологи­ческих особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию
  8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
  9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

с учителем-логопедом

  1. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции  и самоконтроля на занятиях логопеда.
  2. Участвует в обследовании детей  с целью выявления уровня их развития, состояния об­щей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

 Обучает родителей:

  • способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
  • умению организовывать и направлять разные игры детей;
  • методам игрового взаимодействия с ребенком;
  • созданию оптимальной развивающей среды дома;
  • правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

  • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
  • групповые тематические консультации для родителей;
  • игровые детско-родительские сеансы;
  • психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

  • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каж­дом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

  • создания условий для успешной социализации детей;
  • обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

  • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  • потребность к овладению психологическими знаниями;
  • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
  • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит:

  • групповые тематические консультации для родителей:
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;

 Направления деятельности педагога-психолога в лекотеке

  1. Проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
  2. Составляет психолого-педагогическое заключение по результатам обследования.
  3. Осуществляет профессиональную консультативную деятельность, направленную на сохра­нение психического, соматического и социального благополучия детей раннего и дошкольного возрастов и семей, их воспитывающих.
  4. Участвует в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогиче­ского сопровождения ребенка и его семьи.
  5. Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, связанных с воспитанием, поддержкой и развитием личности ребенка.
  6. Ведет принятую в учреждении и лекотеке документацию, связанную с выполнением долж­ностных обязанностей педагога-психолога.
  7. Участвует в проведении родительских собраний, консилиумов, методических объединений, в подготовке и проведении семинаров, консультаций.