педагог-психолог
МБДОУ ЦРР д/с №11 г. Лобня
Н.В. Парфёнова
Взаимодействие педагога — психолога с родителями дошкольников в ДОУ
Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и ДОУ по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В системе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей зачастую наблюдается ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:
- невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства,
- недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства,
- низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество,
- потребительский взгляд родителей на ДОУ.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.
Цель:
Повысить качество образования через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Задачи:
Создать условия для включения семьи в образовательное пространство ДОУ:
- повысить педагогическую культуру родителей, через систему занятий узких специалистов и использование технического оснащения.
- повысить мотивацию родителей на сотрудничество, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы.
- разработать индивидуальные программы сотрудничества с «проблемными» семьями.
- Изучить профессиональные затруднения педагогов в общении с родителями, и родителей в общении с педагогами.
- Разработать методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с семьей.
Предполагаемый результат:
- создание деятельностной система сотрудничества и взаимосвязи;
- создание благоприятных условия для всестороннего развития детей, для органичного вхождения ребенка в современный мир социальных отношений.
- повышение уровня усвоения воспитанниками программных знаний;
- повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей;
- повышение мотивации у родителей на сотрудничество с педагогами ДОУ, а в дальнейшем педагогами школы.
Этапы реализации
Этапы | Сроки
реализации |
Содержание
деятельности |
Предполагаемый результат |
Информа-ционно-просвети-тельский | 1 год обучения | Выбор и апробация образцов технологий и методик работы с семьей.
Просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей. Повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического, интеллектуального развития, нравственного становления и воспитания детей. Оказание помощи в решении конкретных проблем. Подбор диагностических методик. Проведение локальных исследований уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей. |
Создание условий для включения семьи в образовательное пространство:
социально – правовые; информационно коммуникативные; перспективно-целевые; потребностно — стимулирующие. |
Практи-ческий | 2 год обучения | Создание совместных с родителями объединений, семейных клубов;
Формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми; Разработка и осуществление цикла просветительских мероприятий. Распространение лучшего опыта семейного воспитания. Проведение серий консультаций, совещаний по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями. Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей. |
Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей.
Разработка программно-методического обеспечения процесса взаимодействия с семьей. Увеличение охват родителей разнообразными формами сотрудничества. |
Обобща-ющий | 3 год обучения | Осуществление корректировки существующих программно-методических материалов.
Составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов. Осуществление цикла мероприятий (просветительских). Оценка эффективности реализации программы и степени применимости ее в работе ДОУ. |
Создана деятельностной система содружества педагогов, детей и родителей ДОУ.
Повышение уровня усвоения детьми программных знаний, умений, навыков. Значительное повышение качества коррекционно-образовательного процесса. |
Методы работы педагога-психолога с родителями
План работы ДОУ с семьями воспитанников | Прямые методы работы педагога-психолга | Дистанционные методы работы педагога-психолга |
Блок 1. Рекламный. | — Выступление на родительских собраниях, презентация работы психолога;
— Участие в проведении дней открытых дверей; |
— Работа на сайте детского сада;
— Работа на горячей линии учреждения; — Участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов; |
Блок 2. Диагностический | — опросы родителей по различной тематике; | — анкетирование родителей;
— участие в социологическом исследовании семей воспитанников; |
Блок 3. Просвещение родителей | — индивидуальное консультирование;
— групповое консультирование: родительские собрания, круглые столы, дискуссии ; — проведение открытых занятий; — организация и работа родительского клуба; |
— работа на сайте детского сада;
— Создание и функционирование уголка психолога в каждой группе; -Почтовый ящик психолога; — Организация тематических выставок; |
Блок 4. Совместная деятельность ДОУ и родителей | — участие в проведении различных форм совместной деятельности;
— проведение совместных досуговых мероприятий; |
— привлечение родителей к работе на сайте детского сада;
— привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях; — домашнее задание для организации совместной деятельности родителей с детьми; |
Блок 5. Работа с педагогами | -Семинары-практикумы «Работа с семьей»;
— Семинары, деловые игры с воспитателями по повышению психологической культуры воспитателей; |
— анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями;
— организация психологической библиотечки для самообразования воспитателей; |
Блок 6. Контрольный | — работа в творческой микрогруппе для разработки наиболее эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
— обмен опытом работы на разных уровнях. |
— диагностическая работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ в целом и каждого педагога, в частности, с семьями воспитанников;
— перспективное планирование работы с родителями. |
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.
Традиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников.
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
1. Родительское собрание в форме:
— КВН; — викторины; — развлекательных программ; — «Посиделок» — «Круглого стола» — Конференции; — «За чашкой чая» |
1. Консультации в форме:
— доклада; — беседы; — вопрос – ответа. |
1. Библиотечка для родителей. |
2. Практические семинары:
— «Учимся вместе с детьми»; — «Готовимся в школу»; — «Закаливаем детей дома»; — «Изучаем звуки» |
2. Посещение занятий. | 2. Родительские уголки |
3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов | 3. Посещение детей на дому. | 3. Выпуск совместной газеты. |
4. «Педагогическая гостиная»
— межсемейные проекты |
4. Выпуск бюллетеней, информационных листов. | |
5. Экскурсии и походы. | 5. Стенды различного содержания. | |
6. Совместное проведение праздников:
— «Папа, мама, я – дружная семья»; — «Праздник звуков»; — «День рождения»; — «Праздник книги». |
6. Информационные корзины. | |
7. День открытых дверей. | 7. «Обратные талоны». |
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, и др.).
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине целесообразно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей.
Форма мероприятия | Цель проведения |
1. Диагностические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик» | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности и удовлетворенности услугами ДОУ. |
2. Совместные праздники, досуги, занятия:
— Ток-шоу – встречи — дискуссии — «День семьи» — «Недели вежливости» — «Праздник красивой речи» — «День рождения группы» — Занятие с ребенком для родителей; — Фронтальное занятие с детьми и родителями; — Участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, олимпиадах. — |
Построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:
— правил сотрудничества; — заповедей, которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели; — традиций. |
3. Поощрение родителей за любой вид участия:
— «Похвальный лист»; — благодарность в письменной и устной формах. — |
Обеспечить право родителей на инициативу и успешность. |
4. «Педагогическая азбука» — постоянно действующий факультатив для родителей и педагогов. | Повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:
— освоение новых технологий взаимодействия с опорой на знания семьи ребенка, осознанного понимания того, что ДОУ «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов и педагогов ДОУ; — изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами. |
5. Игры с педагогическим содержанием. | |
6. «Информационные корзины» | Согласование работы всех служб и родителей ДОУ. |
7. Использование видеозаписи:
— наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проигрывание в условиях ДОУ и представление родителем для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу |
Повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество |
8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества:
— «Рекомендации в копилку семьи…(Ивановых)» — «Шпаргалка для семьи … (Петровых)» |
|
9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи | Привлечение к сотрудничеству семей группы риска.
Обозначить ключевые позиции взаимодействия, меру ответственности сторон. |
Диагностические срезы, анкетирование, опросы позволяют получить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. Только используя данные формы сотрудничества возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.
Факультативы, семинары, конференции для родителей и педагогов носят познавательный характер. Данные формы предполагают знакомство родителей с особенностями возрастного, интеллектуального и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Игры с педагогическим содержанием предполагают участие не только родителей, педагогов, но и детей.
Поощрение родителей, информационные корзины, использование видеозаписей являются формами, способствующими активации родителей. Данные формы взаимодействия призваны повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ, переориентировать родителей имеющих потребительский взгляд на ДОУ, («Мы Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»). Исключить такие же проявления со стороны педагогов («Вы нам доверили ребенка, а мы, профессионалы, знаем, что делать»).
Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для детей и родителей, где предполагалось их присутствие. Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами, специалистами по их разрешению. Повышает качество сотрудничества взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий, о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т.д. – это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи – это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в качестве экспертов, членов жюри, подчеркивая при этом их значимость.
Информационные стенды, папки, альбомы – для родителей, которые по каким-либо причинам не могут принять участие в очных формах сотрудничества. Например, мы используем «Рекомендации в копилку семьи Ивановых» — оформляется папка, содержание которой определяется с учетом опыта семейного воспитания конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формируется специалистами, педагогами, медиками ДОУ.
Индивидуальные программы сопровождения семьи – это выход на индивидуальные формы сотрудничества, разработка совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты.
При реализации данной системы сотрудничества родителей, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) имеют возможность свободно посещать дошкольное учреждение; ознакомиться с жизнью ребенка в ДОУ, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями, с педагогами другими родителями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей стали принимать участие в играх, занятиях, праздниках и т.д.