«Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения»
С поступлением ребенка 3—4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора г. Пскова, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года. При этом они занимают пятое место среди других заболеваний.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.
К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
- Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
- Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
- Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
- адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своей задачей помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детским психологам в организации адаптационного периода, дает практические рекомендации, описание занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую работу на первоначальном этапе.
На основании вышеизложенного выделяются следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
- формирование чувства уверенности в окружающем.
Рассмотрим подробнее условия достижения этих целей.
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ
Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).
Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.
Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними (например, организация группового праздника).
Опыт работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится после ужина: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад. Родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т.д.
Ниже приводится примерный сценарий такого Праздника.
ПРАЗДНИК ЗНАКОМСТВА
(сценарий для младшей группы)
В празднике принимают участие дети, их родители и воспитатели.
Воспитатели (встречают детей и родителей и приглашают всех в группу): Вот какой наш детский сад! Кто придет к нам, будет рад!
Воспитатели показывают группу (игровую, спальную, умывальную и пр.), все вместе рассматривают игрушки. После этого РОДИТЕЛИ с ДЕТЬМИ приглашаются на экскурсию по детскому саду: музыкальный зал, изостудия, кабинет английского языка, хореографический зал. Везде гостей встречают ПЕДАГОГИ: они представляются, показывают свои «владения», кратко рассказывают о своих занятиях.
После возвращения в группу детей встречает ПЕТРУШКА (воспитатель, одетый в костюм Петрушки, загримированный), которому дети накануне посылали открытку — приглашение на праздник, сделанную своими руками.
Петрушка. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мамы и папы! Я пришел по вашему приглашению. Меня зовут Петрушка, а вас как?
Дети наперебой отвечают ему.
Петрушка. Нет, так дело не пойдет. Я вот что придумал! Отгадайте загадку:
Он и круглый, он и гладкий,
Очень ловко скачет.
Что же это?
Все. Мячик!
Петрушка. Вот он нам и поможет!
(Предлагает сыграть в игру «Давайте познакомимся!», описание которой см. на с. 10.)
Воспитатель. Ну вот мы познакомились. А теперь давайте покатаемся на карусели. (Объясняет правила игры «Карусели».) Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась.
Держась за руки, дети, родители, Воспитатель, Петрушка движутся по кругу и произносят слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Карусель медленно движется.)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(Темп речи и движений постепенно ускоряется.)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
(Темп движений постепенно замедляется.)
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
(Все останавливаются и кланяются друг другу.)
Воспитатель. Ну а теперь давайте отдохнем. Предлагаю конкурс родителей на лучший портрет своего ребенка. Одно условие — рисовать надо с завязанными глазами!
В конкурсе участвуют все желающие. Зрители аплодируют участникам, выбирают лучший портрет.
Петрушка. Один художник рисовал и мой портрет, но что-то в нем не так. Чего в нем не хватает? (Носа)
Детям предлагается с завязанными глазами приставить пластилиновый нос к портрету. Не беда, что он оказывается то на щеке, то на подбородке…
Все приглашаются на чаепитие, организованное родителями, в ходе которого возможно проведение игры (например, «Раздувайся, пузырь!»), пляски с простейшими движениями (приседание, хлопки, кружение и т.д.). В конце праздника Петрушка благодарит всех за праздник, за угощение и дарит детям на память сувениры — голубей из бумаги и картона (сделанные воспитателями). Родители с детьми уходят домой.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ
Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним малышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше него; его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно — что там, за поворотом? — не заблудиться бы.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
1) знакомство, сближение детей между собой;
2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
6) знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил. И прежде чем рассмотреть приемы формирования чувства уверенности в окружающем, познакомимся с этими правилами.
Правило 1
Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять
Правило 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять
Правило 4
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное
Правило 5
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
ЛОВИ-ЛОВИ!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!
Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):
ЗАЙКА
Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод,
(Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет.
(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
(Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки,
(Помаршировать.)
Мишка громко зарыдал.
(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!
СТОЛЯРЫ
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры — легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.
Козлик наш не убежал, веселее заиграл:
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!
ЗАРЯДКА
Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю,
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на зарядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три.
Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились — ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Раз, два, три… Два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь, я иду искать!»
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
Под окружающей средой ребенка в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещения детского сада (медицинский кабинет, кухня, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, кастелянша, преподаватели и др.), и дети, посещающие другие группы.
Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
НАЙДИ ИГРУШКУ
Ведущий (сначала воспитатель, потом — дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).
Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.
Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель: закрепить имена работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник
и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться — сам он не помнит, где чье.
Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».
Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество — это зависит от количества специальных помещений (например, кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т.д.) и, конечно, от вашей фантазии.
Ниже приводится примерная схема такой игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? — Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево — медицинский кабинет (возможно, дети не сразу усвоят понятия «налево — направо», хотя, безусловно, этому надо учить; тогда можно ориентироваться на какие-то предметные признаки: после нарисованного волка свернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.) и обратно. После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (естественно, медработники предупреждены о предстоящем визите «делегации»). Вылеченный Степашка (как доказательство — забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы Кати, взять интересную книжку у методиста и т.д.
Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы
Как уже говорилось, трехлетние малыши — самые маленькие в саду, для них все ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей (дети из группы уже «свои»), их ребенок встречает в детском саду, на прогулке. С уважением и немного с завистью смотрит он на самых больших — они скоро пойдут в школу, многое умеют. Более того, исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие происходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольников. А в книге «Детский сад в Японии» рассказывается об опыте использования детей старшей группы как помощников воспитателя при работе с младшими детьми.
Шестилетки не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат младших разным играм, позаботятся о них на прогулке.
Все начинается с того, что в один прекрасный день в гости к малышам приходят старшие ребята, знакомятся с ними, обучают их новой увлекательной игре. И большие, и маленькие играют вместе. Уходя, старшие приглашают своих новых знакомых к себе в гости.
Через некоторое время малыши наносят «ответный визит», и теперь уже они обучают старших своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, проводят совместные игры, прогулки, экскурсии на природу. Дети приходят друг к другу на праздники с поздравлениями (старшие могут подарить малышам сувениры, сделанные своими руками, а малыши своим большим во всех отношениях друзьям — спеть песенку), приглашают на выставку своих работ.
Такая дружба продолжается целый год, а в конце его подросшие малыши придут проводить теперь уже семилеток в школу и пожелать им успехов в учебе.
Первый учебный год заканчивается для малышей Посвящением, они теперь — полноправные члены большой детской страны Детский Сад! Ниже приводится примерный сценарий этого праздника.
СЦЕНАРИЙ БАЛА-ПОСВЯЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП В ЖИЗНЬ ДЕТСКОГО САДА
(В празднике принимают участие все группы детского сада)
Ведущий. Детский бал, шумный бал, в гости всех друзей позвал!
И для всех, и для нас доброй сказкой стал сейчас!
Ведущий встречает все группы, объявляя их выход. Группы рассаживаются по залу вдоль стен. Входят два пажа.
Пажи (хором). Ее Величество Королева Изящных Искусств!
Играет тревожная музыка. Появляется Черная Королева.
Черная Королева.
Я — Королева Черная, коварная и злая,
Детей я ненавижу, веселье презираю.
Ни смеха, ни улыбок чтоб в зале не видала я!
Пусть будет грусть и скука, печаль, тоска, разлука.
На моем на балу нужно всем сидеть в углу,
Всем стоять у стены, веселиться не должны!
Ведущий. Ничего не понимаю: у нас же детский бал, мы ждали Королеву Изящных Искусств, а пришла Черная Королева, которая запрещает наш бал. Что же делать? Не должны мы на балу скучать и грустить, давайте попробуем веселиться и смеяться! Ребята, давайте поможем сами себе!
Дети подготовительной группы поют грустную песню «Капельки»:
КАПЕЛЬКИ
(Музыка и слова В.В. Лосева)
Дождик мне шептал: «Кап-кап», я же говорю: «Не так!»
Пой смелее, дождик! Пой смелее, дождик!
Пой смелее только в такт.
Скучно, дождик, одному, только я тебя пойму.
Успокойся, дождик! Успокойся, дождик!
Ты и я теперь в плену.
Ветер нам не даст скучать: облака начнет качать.
Запоешь ты, дождик, запоешь ты, дождик,
Буду слушать и молчать.
Эта песенка моя в дальние уйдет края,
А за ней и дождик, а за ней и дождик.
Грусть забудем ты и я.
Черная Королева. Ну, что я вам говорила! Там, где я, там нет веселья!
Звучит музыка «Миллион алых роз». Входит Маленький Волшебник из киносказки «Золушка».
Волшебник. Я не волшебник, я только учусь. Узнал, что у вас беда, и сразу поспешил из своей сказки.
Черная Королева. Лягушонок! И ты вздумал со мной тягаться?! Где моя главная помощница?
Входит Старуха Шапокляк.
Шапокляк (поет).
ПЕСНЯ ШАПОКЛЯК
(Из м/ф «Чебурашка»)
По утрам не ждет меня работа — я давно на пенсии сижу.
Очень мне прославиться охота, только как — ума не приложу!
Припев.
Ну разве это много? Хочу, чтоб мой портрет
Застенчиво и строго смотрел со всех газет.
А здоровье у меня в порядке: чувствую себя я молодой,
И прохожих в качестве зарядки из окна люблю облить водой.
Припев.
Шапокляк. Слушаюсь и повинуюсь!
Черная Королева. Бал хотят устроить! Скуки им мало!
Шапокляк. Сейчас повеселимся. Свистеть умеете? Из рогаток стреляете? Нет?! Сейчас научитесь! (Старается вовлечь детей в свое «веселье», но дети отказываются.)
Волшебник. А я зову свою помощницу! Вот и она!
Под музыку входит Золушка.
Золушка (поет).
Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне,
Будто принц за мной примчался на серебряном коне!
И встречали нас танцоры, барабанщик и трубач,
48 дирижеров и один седой скрипач!
Волшебник. А теперь посмотрим, быть балу или не быть!
Шапокляк. Мое первое слово! (Бегает по залу, размахивает руками.) Всем грустить, всем плакать! Никому не смеяться!
Дети старшей группы поют песню:
УТРЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Утренняя песенка повстречалась с нами,
Утренняя песенка с легкими словами.
Улыбнулась песенка — стало веселей,
Улыбнулась песенка, улыбнитесь с ней!
Утренняя песенка — два веселых слова,
Утренняя песенка всем помочь готова.
Улыбнулась песенка — стало веселей,
Улыбнулась песенка, улыбнитесь с ней!
Утренняя песенка и под вечер с нами,
Утреннюю песенку напевайте с нами.
Улыбнулась песенка — стало веселей,
Улыбнулась песенка, улыбнитесь с ней!
Золушка. А мне и делать ничего не надо! Ребята уже танцуют!
Дети средней группы танцуют веселый эстрадный танец.
Ведущий. Вот видите, ребята, добро всегда сильнее зла! Посмотрите в окно! Кто-то спешит к нам на бал.
Дети подходят к окнам и видят подъезжающую карету, в которой едет Королева Изящных Искусств с пажами.
Черная Королева и Шапокляк (друг другу). Пора сматываться!
Уходят. В зал входит Королева Изящных Искусств с пажами.
Королева. Объявляю бал открытым!
Пажи (хором). Музыка!
Все дети танцуют вальс: мальчики приглашают девочек, пары становятся в круг.
Пажи (хором). Проездом гости из Англии.
Входят англичане (дети средней и старшей групп с преподавателем английского языка).
Англичане. Good morning! We are glad to see you!
Дети отвечают на приветствие. Англичане поют песню-игру, привлекая детей-зрителей. Делаются движения, соответствующие словам:
Step-step, clap-clap! Step-step, clap-clap!
Turn yourself around, and then clap-clap-clap!
Hands up, clap-clap! Hands up, clap-clap!
Turn yourself around, and then clap-clap-clap!
Hands out, clap-clap! Hands out, clap-clap!
Turn yourself around, and then clap-clap-clap!
Bend-bend, clap-clap! Bend-bend, clap-clap!
Turn yourself around, and then clap-clap-clap! И т.д.
Англичане разучивают с детьми английскую народную игру, в которую играют несколько раз.
Правила игры
Играющие садятся на корточки в круг. Ведущий, находясь внутри круга, идет вдоль играющих, касается головы каждого рукой и говорит: «Duck». Неожиданно, касаясь очередного игрока, ведущий говорит: «Goose!». Тот, кого назвали этим словом, вскакивает и бежит по внешней стороне круга по часовой стрелке, а ведущий — против. Задача ведущего — обежав круг играющих, успеть сесть на освободившееся место. Если он сел первым, ведущим становится «goose», а если нет — еще раз ведет игру.
Королева благодарит англичан.
Ведущий. Придворный Художник Академии Искусств и его помощники Цветные Карандаши!
Входит преподаватель изодеятельности с детьми подготовительной группы, одетыми в костюмы Цветных Карандашей. Приветствуют Королеву.
Художник. Вы так прекрасны, спору нет! Мы нарисуем вам букет!
Пока Карандаши с Придворным Художником рисуют, дети подготовительной группы поют «Песенку Карандашей»:
ПЕСЕНКА КАРАНДАШЕЙ
Нам по плечу любое дело!
И если только захотим,
Мы на листе бумаги белой
Вам в красках мир изобразим!
Припев.
Синее небо, желтое солнце,
Склоны высоких коричневых гор,
Зелень деревьев, красные маки
И голубые просторы озер.
Струится радость в каждом цвете,
Рисует чудо-карандаш.
Как много красок на планете!
Взгляните на рисунок наш!
Припев.
Королева благодарит за прекрасный рисунок.
Королева. Я, Королева Изящных Искусств, повелеваю принять в Наше Королевство новых воспитанников! И посему повелеваю (читает Указ):
Указ Ее Величества Королевы Изящных Искусств
числа _____ , года _____ .
- Быть достойными воспитанниками Ее Величества Королевы, а именно:
— обучаться танцевальному мастерству (хореографии) для услады глаз;
— развивать вокальные данные (пение) для услады слуха;
— развивать силу и ловкость на физкультурных занятиях;
— обучаться живописи для услады глаз наших;
— изучать заморский (английский) язык для общения с иностранными гостями.
- Согласно Указу повелеваю принять в Королевство Изящных Искусств самых маленьких ребят групп ___.
- В память об этом дне им вручается медаль нашего Детского Королевства!
Пажи вносят медали с эмблемой детского сада, помогают Королеве вручить их малышам. Дети младших групп, только что ставшие подданными Королевства Изящных Искусств, танцуют «Танец утят».
Королева. Дорогие наши дети! Наш сказочный бал подошел к концу. И как полагается, любая сказка должна закончиться чем-то неожиданным и приятным. Внесите королевский сюрприз!
Все участники сказки: Черная Королева, Шапокляк, Волшебник и пр. — вносят праздничные пироги для каждой группы, маленькие сувениры. Сувениры дети возьмут домой, и они, как и эмблемы детского сада, будут долго им напоминать об этом прекрасном празднике, а в группе их ждут накрытые столы, за которыми они попьют чай с «королевским» пирогом.
Пажи (хором). Бал закрыт!