1. ОЩУЩЕНИЯ | 2. ВОСПРИЯТИЕ | 3. ЗАПОМИНАНИЕ | |
3 года | а) С ошибками называет и различает основные цвета спектра | а) При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием | а) Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме |
4 – 4,5 года | б) В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра | б) Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними | б) Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме |
5 лет | в) Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их | в) Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нём основное и второстепенное | в) Запоминает материал, выделяя в нём выступающие на первый план элементы |
5 – 5,5 лет | г) Различает и называет цвета спектра и их оттенки | г) Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы | г) Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании |
6 – 7 лет | д) Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности | д) Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому | д) Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
4. МЫШЛЕНИЕ | 5. ВООБРАЖЕНИЕ | 6. ВНИМАНИЕ | |
3 года | а) Получает новые сведения практическим способом, без участия речи | а) Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции | а) На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес |
4 – 4,5 года | б) Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить её условия | б) В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство | б) Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5 лет | в) Выполняет познавательные действия с опорой на речь – средство достижения результата | в) В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них | в) После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5 – 5,5 лет | г) Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана | г) Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть | г) По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
6 – 7 лет | д) Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи | д) В уме создаёт новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях | д) При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
7. ИГРА | 8. ОБЩЕНИЕ | 9. РЕЧЬ | |
3 года | а) Выполняет с игрушками ролевые действия | а) Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи | а) Обозначает словами окружающие предметы и явления |
4 – 4,5 года | б) Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей | б) Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания | б) Владеет элементарной связной речью, которая ещё не выходит за пределы наличной ситуации |
5 лет | в) Берёт на себя определённую роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями | в) Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям | в) Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты |
5 – 5,5 лет | г) Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними | г) Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым | г) Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий |
6 – 7 лет | д) Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения | д) Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми | д) Владеет развёрнутой речью, передающей и отвлечённую от данной ситуации информацию |
10. ЭМОЦИИ | 11. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | 12. САМОРЕГУЛЯЦИЯ | |
3 года | а) Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся | а) Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого | а) Действует под влиянием ситуативных эмоций |
4 – 4,5 года | б) Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов | б) Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях | б) В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания |
5 лет | в) Обнаруживает сопереживание реальным людям | в) После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности | в) Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие |
5 – 5,5 лет | г) Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым | г) Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях | г) Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия |
6 – 7 лет | д) Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся | д) Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях | д) В ситуации выбора отдаёт предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
В данной таблице представлены пять усложняющихся уровней развития отдельных психических функций и качеств личности ребёнка. Они в норме соответствуют определённому возрасту.