Как оценить уровень развития своего ребёнка?
Для этого можно воспользоваться вопросами для родителей дошкольников американского психолога Д. Чейпи.
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)…?
- Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
- Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
- Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?
Оценка языкового развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: .щетка, пылесос, холодильник?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы; на столе, под столом?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка-с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общения
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
Зрительная память
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сна-чала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
- Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
- Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
- Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах?
А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?
- Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?
- Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
- «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:
- Нравится ли Вам Ваш малыш?
- Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
- Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
- Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли Вы речь малыша?
- Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
- Смеетесь ли Вы вместе с ним?
- Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
- Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
- Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
- Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:
- у зубного врача;
- в магазине?
- Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
- Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
За каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла,
«иногда» — 2 балла,
«никогда» — 0 баллов.
Полученные баллы сложите.
Если сумма
88 баллов — здорово!
44 балла — неплохо.
меньше 22 баллов — стоит задуматься.