Тест «Рисунок семьи»

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориен­тации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, си­ний, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструк­ция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребе­нок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При вы­полнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;
в)стирание деталей;

г)  спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со­
держанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находят­ся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из на­рисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них са­мый несчастный? Почему?»

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, ко­торые соответствуют трем выводам в конце работы.

1. Анализ рисунка семьи

а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:

  • не изображены люди — сильный эмоциональный конф­ликт,недовольство семейной ситуацией;
  • изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой кон-такт исследователя с ребенком;
  • уменьшение реального состава семьи — «забывают» нарисовать тех чле-нов семьи, с которыми сложились конф­ликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
  • ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощущение отвер-женности;
  • ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несформированное чувство общности;
  • увеличение состава семьи — неудовлетворенные психи­ческие потреб-ности, поиск человека, способного удовлет­ворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;

б) расположение членов семьи:

  • сплоченность семьи, объединенность в общих действиях,соединенные руки — психологическое благополучие;
  • разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;

в) группировка членов семьи, психологические микрострук­туры семьи:

  • рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональная связь;
  • физические расстояния отдельных семейных групп от­ражают различный уровень эмоциональной связи;
  • отдельные группы — конфронтация в семье.

 

2. Анализ особенностей графических
презентаций членов семьи

а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, воло­сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

  • большое количество частей тела — позитивное отношение;
  • схематичность, неоконченность — негативное отношение к человеку;

б) количество используемых цветов для рисования фигур:

  • разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее отношение;
  • темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негатив­ное восприятие;

в) величина фигур: выражение превосходства, значитель­ности, силы;

  • большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руководство;
  • большая величина собственного изображения — незначительность «Я» в семье, требование опеки;
  • одинаковые фигуры — равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество;
  • большие поднятые вверх руки с длинными пальцами —агрессивные желания, желание быть сильным;
  • нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный конт­роль со стороны;
  • нет лица, головы — нарушения в сфере общения;
  • зубы, большой рот — вербальная агрессия.

3. Анализ процесса рисования

  • а) последовательность рисования членов семьи: первый образ — главный, наиболее эмоционально близкий человек;
  • последний образ — менее значимый человек, негативное отношение;
  • если в начале рисования изображаются предметы, животные — защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;

б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям: доминирующее переживание, выделение главного;

  • паузы — конфликтные отношения;
  • стирание с последующим улучшением — позитивные эмоции, с ухудшением — конфликт с данным человеком;

в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение. На каком образе были комментарии — на таком человеке больше напряжения, возможность конфликта.

 

Приложение

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

Ф.И. ребёнка……………………………..группа…………………………………….

дата обследования……………………….

 

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориен­тации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги , 6  цветных  карандашей  (черный, красный,  си­ний,  зеленый,  желтый, коричневый),  ластик.  Дается  инструк­ция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребе­нок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находят­ся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из на­рисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них са­мый несчастный? Почему?»

________________

 

 

 

Анализ ________________