Цель:
Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
- Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
 - Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
 - Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
 
Примечания:
- Не все квадраты могут быть заполнены.
 - Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
 - Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
 
Протокол
Фамилия, имя ребенка ______________
Возраст ______________
| Отношение к себе | Выбор цвета | Имя
 (кто обозначен)  | 
Высказывания ребенка | Результат | 
| Явно предпочти тельное | ||||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | ||||
| Предпочтительное | ||||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | ||||
| Антипатии | ||||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | 
Протокол
Фамилия, имя ребенка ______________
Возраст ______________
| Отношение к себе | Выбор цвета | Имя
 (кто обозначен)  | 
Высказывания ребенка | Результат | 
| Явно предпочти тельное | ||||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | ||||
| Предпочтительное | ||||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | ||||
| Антипатии | ||||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | 
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
| 
 Выбор цвета  | 
 Отношение  | 
||||
| 
 К себе  | 
 явно предпочтительное – согласованное  | 
 предпочтительное – противоречивое  | 
 антипатия – конфликтное  | 
||
| 
 Синий  | 
 Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный  | 
 Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы  | 
 Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях  | 
 Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства  | 
|
| 
 Желтый  | 
 Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь  | 
 Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним  | 
 Признание талантов и особенных, положительных черт характера  | 
 Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи  | 
|
| 
 Зеленый  | 
 Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии  | 
 Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека  | 
 Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих  | 
 Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный  | 
|
| 
 Серый  | 
 Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества  | 
 Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой  | 
 Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость  | 
 Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый  | 
|
| 
 Черный  | 
 Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки  | 
 Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет  | 
 Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева  | 
 Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность  | 
|
| 
 Оранжевый  | 
 Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник  | 
 Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам  | 
 Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе  | 
 Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность  | 
|
| 
 Фиолетовый  | 
 Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение  | 
 Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь»  | 
 Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка  | 
 Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение  | 
|
| 
 Коричневый  | 
 Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих  | 
 Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать  | 
 Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке  | 
 Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу  | 
|
| 
 Сиреневый  | 
 Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление  | 
 Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком  | 
 Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей  | 
 Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим  | 
|
| 
 Малиновый  | 
 Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях  | 
 Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность  | 
 Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы  | 
 Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения  | 
|
| 
 Розовый  | 
 Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности  | 
 Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним  | 
 Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм»  | 
 Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими  | 
|
| 
 Красный  | 
 Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства  | 
 Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка  | 
 Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам  | 
 Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство  | 
|
| 
 Белый  | 
 Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других  | 
 Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку  | 
 Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям  | 
 Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия  | 
|