Цель:
Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
- Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
- Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
- Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
- Не все квадраты могут быть заполнены.
- Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
- Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Протокол
Фамилия, имя ребенка ______________
Возраст ______________
Отношение к себе | Выбор цвета | Имя
(кто обозначен) |
Высказывания ребенка | Результат |
Явно предпочти тельное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Предпочтительное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Антипатии | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Протокол
Фамилия, имя ребенка ______________
Возраст ______________
Отношение к себе | Выбор цвета | Имя
(кто обозначен) |
Высказывания ребенка | Результат |
Явно предпочти тельное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Предпочтительное | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Антипатии | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Выбор цвета |
Отношение |
||||
К себе |
явно предпочтительное – согласованное |
предпочтительное – противоречивое |
антипатия – конфликтное |
||
Синий |
Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный |
Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы |
Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях |
Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства |
|
Желтый |
Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь |
Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним |
Признание талантов и особенных, положительных черт характера |
Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи |
|
Зеленый |
Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии |
Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека |
Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих |
Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный |
|
Серый |
Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества |
Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой |
Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость |
Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый |
|
Черный |
Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки |
Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет |
Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева |
Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
|
Оранжевый |
Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник |
Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам |
Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе |
Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность |
|
Фиолетовый |
Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение |
Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» |
Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка |
Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение |
|
Коричневый |
Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих |
Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать |
Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке |
Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу |
|
Сиреневый |
Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление |
Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком |
Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей |
Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим |
|
Малиновый |
Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях |
Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность |
Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы |
Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения |
|
Розовый |
Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности |
Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним |
Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» |
Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими |
|
Красный |
Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства |
Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка |
Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам |
Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство |
|
Белый |
Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других |
Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку |
Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям |
Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия |