Консультация для педагогов. Тема: «Самооценка дошкольника, особенности её проявления, пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 2
Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике можно считать, на мой взгляд, проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки.
Слайд 3
Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.
Слайд 4
Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки отводится игре. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого.
Слайд 5
Заниженные самооценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых. В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и на основе собственного практического опыта.
Необходимо отметить, что самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. С возрастом самооценка становится все более правильной.
Слайд 6
Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами. Где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание.
Слайд 7
Игра – это школа социальных отношений, в котором моделируются формы поведения дошкольника.
В разных видах деятельности самооценка разная.
Слайд 8
В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте – переоценивает, а в пении – недооценивает.
Слайд 9
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе.
Слайд 10
Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Слайд 11
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца, чаще всего не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию, афишируют свои знания и умения, стараются обратить на себя внимание. На занятиях могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, ее отсутствие может вызвать у них недоумение, обиду, тревогу, иногда раздражение и слезы.
Слайд 12
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели, стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны, таким детям свойственно стремление к успеху.
Слайд 13
Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству, не способны постоять за себя, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы, эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.
Слайд 14
Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин.
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее всего защитную функцию. Считается, что завышенная самооценка несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представление о себе в процессе деятельности. Заниженная самооценка встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки.
Слайд 15
Исследование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание методов исследования
1 методика – Проба де Греефе. Данная экспериментальная процедура является простым приемом исследования самооценки детей. Перед проведением методики с детьми желательно провести занятие на тему «Чем отличается поведение плохих и хороших детей, какими качествами они обладают».
Инструкция по проведению методики.
«Перед вами три кружка: кружок с зеленым крестиком обозначает себя, кружок с красным крестиком обозначает вашего воспитателя, кружок с голубым крестиком обозначает вашего друга. От каждого кружка надо опустить линию вниз. От того, кто из вас троих самый хороший надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый плохой, — самую короткую; от того, кто не хороший, но и не плохой, — среднюю. После выполнения задания с каждым ребенком беседуют индивидуально и просят объяснить свое решение.
2 методика – Лесенка
Данная методика помогает определить особенности самооценки ребенка, как общего отношения к себе. Методика проводится индивидуально. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь?
3 методика – «Нарисуй себя»
Детям предлагают нарисовать сначала плохого мальчика(девочку) коричневым и черным карандашами, затем хорошего мальчика(девочку) красным и синим карандашами, и в конце педагог предлагает все четыре карандаша и говорит: «А теперь нарисуй себя». По самым последним рисункам и оценивается результат.
4 методика – тест самооценка дошкольника
Тест: самооценка дошкольника
В таблице перечислены качества, влияющие на самооценку ребенка.
Спросите ребенка:
«Ты аккуратный (честный и т.д.)?»
Ответ ребенка отметьте в соответствующей графе.
Оцениваемые качества | Да | Нет | Иногда | Не знаю |
Хороший | ||||
Добрый | ||||
Умный | ||||
Аккуратный | ||||
Послушный | ||||
Внимательный | ||||
Вежливый | ||||
Умелый | ||||
Трудолюбивый | ||||
Честный |
Оценка результатов:
ответ «да» оценивается в 1 балл
ответ «нет» оценивается в 0 баллов
ответ «иногда» оценивается в 0,5 балла
ответ «не знаю» оценивается в 0,5 балла
Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранных им по всем качествам личности:
10 баллов – очень высокая
8–9 баллов – высокая
4–7 баллов – средняя
2–3 балла – низкая
0–1 балл – очень низкая
Слайд 16
Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.
1) Оптимизация детско-родительских отношений. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.
Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагогам можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.
Слайд 17
Вывод
Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника. Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со взрослыми, поэтому родителям и педагогам важно знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствует формированию активности и адекватной самооценке.