В нашем детском саду работает две логопедические группы. Их посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями).
В ходе диагностического обследования у этих детей были выявлены характерные недостатки в развитии познавательной сферы. Наблюдается нарушение внимания, памяти, мышления, гиперактивное поведение. Так же у данной категоии детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой сферы.
Всё это, в разной степени, оказывает негативное влияние на формировании личности детей, влияет на их физическое и умственное развитие. Исходя из этого возникла необходимость в тесном сотрудничестве специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) и других участников педагогического процесса (воспитателей и родителей).
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи:
Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Принципы взаимодействия:
— Системность
— Комплексность
— Соответствие возрастным индивидуальным возможностям
— Адекватность требований и нагрузок
— Постепенность и системность
— Индивидуализация темпа работ
Задачи работы учителя-логопеда
Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .
Развитие мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Обогащение словарного запаса .
Задачи работы педагога-психолога.
Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Предполагаемый результат.
Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и личностном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.
Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Этап | Основное содержание | Результат |
Организационный
(сентябрь — октябрь) |
Логопедическая и психолого-педагоги ческая и диагностика детей с ОВЗ.
Заполнение индивидуальных карт развития ребенка. Организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. |
Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.
Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. |
Основной
(ноябрь — февраль) |
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.
Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Создание и реализация проектной деятельности. Психолого-педагогическое просвещение родителей. |
Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей. |
Заключительный
(март — май) |
Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
Корректировка индивидуальных и групповых программ. Отчет по проделанной работе. |
Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы. |
Одной из форм совместной работы являются интегрированные занятия. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.
Задачи интегрированного занятия:
Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности.
Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.
Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы широко используем логопедическую ритмику. Логоритмика – это методика обучения и лечения детей с различными аномалиями и нарушениями речи. Это своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отработка ритмической структуры слова, отработка четкого произношение доступных по возрасту звуков, обогащение словаря.
Задачи логоритмики:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие чувства ритма.
Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.
Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения согласовывать музыку с движением.
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
Формирование речевого выдоха.
Формирование и закрепление правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.
Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.