Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста

«Звучащая игрушка»

Цельразвитие произвольности и самоконтроля, быстро и точно реагировать на сигнал, развитие умения контролировать свои действия.

Взрослый обращает внимание детей на музыкальные инструменты, которые находятся на столе. Просит назвать те, из них какие дети знают. Сейчас я вам сыграю на каждом, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат. А теперь я поставлю ширму,  вы слушайте. Ваша задача — определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал. Отвечать будет тот, кого я назову.

 

«Ответь по сигналу»

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но ответит  он не сразу, а только когда увидит условный сигнал. Если же вы задали вопрос, но не подали сигнал, ребенок  молчит.

 

«Прошепчи ответ»

Цельразвитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).

Когда поднятых пальцев много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ.

 

«Самый внимательный»

Цельразвитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры.

Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно усложнить или изменить.

 

«Копна – Тропинка – Кочки»

Цельразвитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.

Когда ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Когда ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.

Когда ведущий  говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

 

«Кулак – ладонь – ребро»

Цельразвитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.

Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

 

«Пол – нос – потолок»

Цельразвитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Педагог произносит «пол»«нос»«потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала педагог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

 

«Да и нет» — не говори

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления, развитие воображения.

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

 

 «Молчу — шепчу – кричу»

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Картинки- символы предварительно показать детям, рассказать значение их.

Можно предложить знаки: большой барабан – кричать, маленький барабан – шептать, барабан зачеркнут – молчать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать.

Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

 

 «Слушай хлопки»

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу  какую-либо по договоренности.

Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны изменить  позу

На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

 

«Расскажем и покажем»

Цельразвитие слухового вниманиясамоконтроля координации движений.

Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

Упражнение повторяется несколько раз

 

«Повторение ритма»

Цельразвитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»