«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

В нашем детском саду работает две логопедические группы. Их посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями).

В ходе диагностического обследования у этих детей были выявлены характерные недостатки в развитии познавательной сферы. Наблюдается нарушение внимания, памяти, мышления, гиперактивное поведение. Так же у данной категоии детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой сферы.

Всё это, в разной степени, оказывает негативное влияние на формировании личности детей, влияет на их физическое и умственное развитие. Исходя из этого возникла необходимость в тесном сотрудничестве специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) и других участников педагогического процесса (воспитателей и родителей).

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

 

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 

Задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

 

Принципы взаимодействия:

— Системность

— Комплексность

— Соответствие возрастным индивидуальным   возможностям

— Адекватность требований и нагрузок

— Постепенность и системность

— Индивидуализация темпа работ

Задачи работы учителя-логопеда

Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Обогащение словарного запаса .

 

Задачи работы педагога-психолога.

Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Активизация отработанной лексики.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

 

Предполагаемый результат.

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и личностном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

 

Этап Основное содержание Результат
Организационный

(сентябрь — октябрь)

Логопедическая и психолого-педагоги ческая и диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь — февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

(март — май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

 

Одной из форм совместной работы являются  интегрированные занятия. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

Задачи интегрированного занятия:

Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности.

Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы широко используем логопедическую ритмику. Логоритмика – это методика обучения и лечения детей с различными аномалиями и нарушениями речи. Это своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.

Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отработка ритмической структуры слова, отработка четкого произношение доступных по возрасту звуков, обогащение словаря.

Задачи логоритмики:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие чувства ритма.

Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.

Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения согласовывать музыку с движением.

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

Формирование речевого выдоха.

Формирование и закрепление правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.