Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей с задержкой речевого развития в младшей группе
Данное занятие является одним из цикла коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Тема: «Поможем Зайке»
Цель: формировать у детей потребность в обращении к взрослому (решение задач практического плана).
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; включать детей в речевое общение; учить обращаться за помощью к взрослому, используя при этом вербальные способы общения; включать детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач.
Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», наборы разрезных картинок (2, 3, 4 фрагмента) с изображением капусты, 5наборов для рисования (белый лист картона, трафарет капусты, 3 карандаша: красный, жёлтый, синий), стакан с зелёными карандашами.
Предварительная работа: включение в предметно-развивающую среду группы настольных игр с использованием трафаретов геометрических фигур; игр для ознакомления с овощами; организация беседы с детьми об овощах.
Ход встречи.
Дети сидят за столами и зовут Зайца:
Психолог (вместе с детьми). — Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!
Появляется Заяц, здоровается с каждым ребенком, пожимает каждому ручку.
Психолог. — Зайка, как твои дела?
— Со мной приключилась беда: Лиса-разбойница забралась ко мне в огород, вытоптала всю капусту, повыдергивала всю морковку, ничего не оставила. Вот только кусочки капусты остались. А-а-а!..
Заяц плачет.
— Ну что ты. Заинька, не плачь! Наши ребята обязательно что-нибудь придумают. Давай-ка сюда свои остатки капусты.
Заяц успокаивается, передает психологу разрезные картинки с изображением капусты. Психолог раздает каждому ребенку по одному набору.
Затем обращается к детям:
— Ребята, вы хотите помочь Зайцу Матвею? Дети отвечают.
— А как мы можем ему помочь? Звучат ответы детей.
Если дети затрудняются ответить на вопрос, психолог помогает им, подсказывает, что можно сделать. Звучат наводящие вопросы или готовые ответы, вопросы, содержащие ответ (– Что можно сделать с этими кусочками? – Можно соединить их. – Мы соединим кусочки и получится целая капуста для Зайки и т.д.)
Когда решение найдено, начинается работа по восстановлению разрезной картинки. Здесь учитываются возможности детей в решении этой задачи: в зависимости от уровня развития им предлагаются разрезные картинки из 2, 3, 4 фрагментов. Когда работа закончена, психолог с куклой на руке проходит, рассматривает их работы. Зайка дотрагивается лапкой до одной из разрезных картинок, она распадается на фрагменты. Заяц начинает плакать и причитать:
— Как же мне донести их до лесу-у-у-у?! Психолог успокаивает Зайца:
— Не плачь, Заинька, я кое-что придумала. Вот посмотри, что у меня есть. Это трафареты, по которым можно нарисовать капусту. Наши ребята сейчас нарисуют для тебя много-много капусты, и ты донесешь их до леса.
Заяц успокаивается и удивляется:
— Ребята, неужели вы сможете нарисовать капусту? Только я очень люблю зелёную капусту: она самая сочная и вкусная.
Психолог. — Хорошо, Зайка, наши ребята нарисуют тебе зелёную капусту.
Психолог обращается к детям:
— Ребята, вы хотите еще раз помочь Зайке Матвею? Дети отвечают.
Психолог. — Тогда подходите ко мне, берите лист бумаги, трафарет и карандаши.
На столе приготовлены наборы для детей: лист белого картона, картонный трафарет капусты, набор из 3 карандашей красного, жёлтого и синего цветов. Карандаши зелёного цвета стоят на столе в отдельном стаканчике. Когда последний ребенок получает набор для работы, на столе остается стакан с зелёными карандашами.
Начинается работа.
В это время Заяц громко рассуждает:
— Я очень люблю капусту, особенно зелёную, она самая хрустящая, самая сладкая! И т.д.
Дети обводят трафареты. Перед ними встает задача раскрасить капусту в зелёный цвет, но нужного карандаша у них нет.
Психолог обозначает проблему, но не предлагает готового решения. Если дети затрудняются наводящими вопросами психолог помогает детям («Что же будем делать, ведь у вас нет зелёного карандаша?» или «Помните, Зайка Матвей говорил, что он очень любит зелёную капусту?» и т.п.) тем самым подводя детей к решению проблемы: карандаш нужного цвета необходимо попросить у психолога. Если ребенок не может выполнить это задание самостоятельно, он выполняет его вместе с психологом. Например, психолог может начать озвучивать просьбу, а ребенок — заканчивает (—Дайте мне зелёный карандаш).
Получив зелёные карандаши, дети продолжают работу. Психолог следит за тем, чтобы все было выполнено аккуратно.
Заяц обращается к детям:
— Как у вас здорово выходит! Какие вы аккуратные, прилежные, самостоятельные! У меня никогда бы так не получилось! Скорее давайте мне ваши рисунки!
Каждый ребенок отдает свой рисунок в лапки Зайцу и получает от него благодарность и похвалу.
Заяц начинает прощаться с детьми, каждому ребенку пожимает ручку на прощанье, обещает скоро опять прийти в гости к детям.
Дети прощаются с Зайкой. Он уходит.