Уважаемые родители!
Чтобы определить уровень готовности Вашего ребенка к школе, можно провести следующий тест.
Оценка его способностей, качеств и умений в баллах:
5 – данная способность или качество ярко выражены и не вызывают сомнения;
4 – иногда бывает иначе, это качество или умение может быть развито лучше;
3 – есть проблемы: поведение, качества и умения развиты недостаточно;
2 – поведение, качества и умения не характерны для ребенка и проявляются редко при определенных условиях;
1 – поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом
по следующим критериям:
1. Социальное развитие
- Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
- Общается со сверстниками, знает правила общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен и недрачлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.
- Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.
- Не избегает общения.
2. Организация деятельности
- Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствие с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.
- Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
3. Общее развитие
- Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.
- Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.
- Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.
- Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).
- Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.
- Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.
- Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.
4. Развитие внимания и памяти
- Ребенок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).
- Для концентрации внимание в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
- Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.
- После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.
5. Речевое развитие
- Ребенок правильно произносит звуки родного языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
- Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.)
6. Развитие движений и пространственная ориентация
- Ребенок уверенно действует в быту (ест ложкой, вилкой, застегивает и расстегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).
- Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.
- В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
- Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.)
- Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует с мелкими деталями.
- Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более ловко? (правой, левой).
7. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
- Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.п.)
- Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.
- Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.
- Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры по образцу (схеме)
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
8. Личностное развитие
- Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в помощи взрослого.
- Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
- Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.
- Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.