Цикл занятий для дошкольников «Правила осторожности»
Актуальность.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и требует обучения воспитанников, их родителей, и сотрудников ДОУ безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного и природного экологического неблагополучия.
Цель:
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Становление универсальных культурных умений:
— формирование основ безопасной деятельности в быту.
— формирование основ безопасности на улице и в процессе совместной деятельности.
— формирование основ безопасной деятельности в природе.
Задачи :
- Формирование объективных представлений об опасностях, угрожающих ребенку в современном мире, и правильном поведении в потенциально опасных ситуациях.
- Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой как первоосновой экологической культуры, об основных источниках опасности для мира природы и экологически грамотного поведения.
- Развитие умения правильно оценивать ситуацию и выбирать оптимальную модель поведения в ней, а также умения распознавать места, опасные для детских игр.
- Воспитание культуры безопасного поведения в доме: формирование базовых представлений о бытовых приборах, их работе и потенциальной опасности.
- Воспитание культуры безопасного поведения на улице, стремления соблюдать меры предосторожности: формирование осознанного поведения на дороге в качестве пешехода и пассажира общественного транспорта.
- Формирование умений применять знания на практике посредством этюдной проработки опасных ситуаций и правил поведения в них.
Ожидаемые результаты:
Закрепление знаний об общепринятых нормах поведения в природе, в социуме, в быту.
Знание основных правил личной безопасности и их применения в экстремальных ситуациях.
Тема занятия | Задачи | Содержание
занятия |
Материалы |
1 | 2 | 3 | 4 |
№ 1
Мой дом |
Воспитание культуры поведения в доме. Формирование объективных представлений об опасностях, угрожающих ребенку в современном мире, и правильном поведении в потенциально опасных ситуациях. | 1.Заучивание стих. «Безопасный дом»
2. Упр. «Найди правильные картинки». 3. Игра «Можно-нельзя» 4. Упр. «Как правильно обращаться с дверью» 5. Упр. «Поведение у окна» 5. Прощание. |
Непослуха (игрушка), иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями. |
№ 2
Мой дом |
Воспитание культуры безопасного поведения в доме. Развивать стремление соблюдать меры предосторожности. Формирование навыков безопасного обращения с предметами. | 1. Приветствие.
2. Упр. «У плиты» 3. Упр. «Кран с водой» 4. Игры с водой. 5.Беседа «Места для игр» 6. Игра «Можно-нельзя» 7. Прощание. |
Непослуха (игрушка), иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, стол для игры с водой. |
№ 3
Мой дом |
Воспитание культуры безопасного поведения в доме: формирование базовых представлений о бытовых приборах, их работе и потенциальной опасности. Формирование умений применять знания на практике посредством этюдной
проработки опасных ситуаций и правил поведения в них. |
1. Приветствие.
2. Заучивание стих. «Бытовая техника» 3. Просмотр видео урока от тётушки Совуньи «Электрические приборы». Обсуждение. 4. Упр. «Раскрась, что правильно» 5. Упр. «Кто чем пользуется» 4. Прощание. |
Непослуха (игрушка), иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок. |
№ 4
Бытовая химия, лекарства |
Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: лекарства, препараты бытовой химии. Воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к своей жизни и здоровью, умение осознанно действовать в той или иной обстановке. | 1. Приветствие.
2. Заучивание стих. «На полке у мамы» 3. Упр. «Опасный-безопасный» 4. Видео 5. Игра «Можно-нельзя» 4. Прощание. |
Непослуха (игрушка), иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок. |
№ 5
Как помочь взрослому |
Формирование умений применять знания на практике посредством этюдной
проработки опасных ситуаций и правил поведения в них. |
1. Приветствие.
2. Видео урок от тётушки Совуньи» 3. Игра «Наводим порядок» 4. Упр. «Одеваться – это просто» 5. Задания «Сложи одежду», «Почисти обувь», «Кто помогает, а кто мешает» 5. Прощание. |
Непослуха (игрушка), иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок. |
№ 6
Улица |
Развитие умения правильно оценивать ситуацию и выбирать оптимальную модель поведения в ней, а также умения распознавать места, опасные для детских игр. | 1. Приветствие.
2. Беседа «Выходим из дома», «Места игр» 3. Видео урок от тётушки Совуньи» 4. Игра «Можно-нельзя» 5. Упр. «Кто в опасности?» 6. Прощание. |
Непослуха (игрушка), иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок. |
№ 7
Правила поведения на дороге |
Воспитание культуры безопасного поведения на улице, стремления соблюдать меры предосторожности: формирование осознанного поведения на дороге в
качестве пешехода и пассажира общественного транспорта. |
1. Приветствие.
2. Вводная беседа. Загадка. 3. Игра «Встаньте, те кто…». 4. Видео урок от тётушки Совуньи» 5. Игра «Можно-нельзя» 6. Упр. «Кто где ездит» «Как Зайке дорогу перейти» 7. Задание «Светофор» 8. Игра «Остановка» 9. Прощание. |
Игрушки: Непослуха, дорожные знаки, иллюст-рации к упр., бланки с зада-ниями, видео урок, цветные картонные кружки (желтый, зеле-ный, красный); макет светофора. |
№ 8
Животные и опасность |
Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой как первоосновой экологической культуры. Формирование умений применять знания на практике посредством этюдной
проработки опасных ситуаций и правил поведения в них |
1. Приветствие.
2. Заучивание стих. 3. Видео урок от тётушки Совуньи» 4. Упр. «Зелёный и красный» 5. Задание «Кто безопасный?» 5. Прощание. |
Игрушки: Непослуха, собаки разных пород и размеров, иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок. |
№ 9
Времена года |
Формирование бережного отношения к живой природе.
Формирование представлений об основных источниках опасности для мира природы и экологически грамотного поведения. |
1.Приветствие.
2. Игра «Зима» 3. Игра «Весна» 4. Игра «Лето» 5. Игра «Осень» 6. Игра «Можно – нельзя» 7. Прощание. |
Игрушки: Непослуха, иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок. |
Примерный конспект занятия в старшей группе
Занятие № 7 «Правила поведения на дороге»
Цели и задачи:
Воспитание культуры безопасного поведения на улице, стремления соблюдать меры предосторожности: формирование осознанного поведения на дороге в качестве пешехода и пассажира общественного транспорта.
Оборудование:
Игрушка Непослуха, дорожные знаки, иллюстрации к упражнениям, бланки с заданиями, видео урок, цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный); макет светофора.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие.
Колокольчик наш звенит,
Нам ленится, не велит.
Узнать новое торопит нас –
Безопасность у нас сейчас.
Психолог: Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.
Приветствие: Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй крепенький дубок!
Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру.
Проводится игра «Встаньте, те кто…». Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задание психолога:
- Встаньте те, кто любит играть в машинки?
- Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?
- Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?
- Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?
- Встаньте те, кого сегодня привела мама?
- Встаньте те, кого сегодня привел папа?
- Встаньте те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?
Психолог: А почему вы все сидите?
Да потому что все вы приходите в детский сад вместе с взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
-Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилась беды. Появляется Непослуха.
Непослуха: Здравствуйте, ребята. Рад вас видеть. Приглашаю вас всех в гости к нам с тётушкой Совуньей, но сначала отгадайте загадку.
В два ряда дома стоят
10, 20, 100 подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица).
— У вас в городе дома такие большие и их много, улица длинная и широкая. А мы такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому все должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилось беды.
Психолог: Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти, или поехать? (ответы детей).
-Правильно, это — правила дорожного движения.
Непослуха: Ой, а мне тётушка Совунья столько рассказывала о этих правилах. Правда я ничего не запомнил. А давайте пойдём к ней и попросим её ещё раз нам всё рассказать.
Дети соглашаются, все рассаживаются перед телевизором. Начинается видео урок. После просмотра проводится беседа.
Вопросы:
- Для чего предназначена улица?
- На какие части она делится?
- Как называют людей, идущих по улице?
- Как пешеход должен идти по улице?
- Где люди могут переходить проезжую часть?
- Как узнать, где переход?
- Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности?
Игра «Можно-нельзя»:
Непослуха: Вот теперь я всё понял и запомнил. А вы запомнили правила? (ответы детей) А давайте проверим.
Вопросы к игре «Можно-нельзя»:
- Можно ли на улице убегать от взрослого?
- Можно ли играть в песочнице?
- Можно ли перебегать через дорогу по которой едут машины?
- Можно ли переходить дорогу за руку со взрослым?
- Можно ли играть на детской площадке?
- Можно ли кататься на велосипеде по дороге, где едут машины?
- Можно ли играть в мяч в парке?
- Можно ли качаться на качелях во дворе?
- Можно ли кататься на роликах в парке или площадке?
- Можно ли выбегать на дорогу?
- Можно ли переходить дорогу по «зебре»?
Непослуха: Молодцы, ребята, отлично поиграли. А сейчас поработаем, содитесь за столы, я принёс вам задания.
На столах лежат бланки с заданиями и карандаши. Дети садятся и выполняют упражнения
«Кто где ездит», «Как Зайке дорогу перейти».
После выполнения показывают психологу и Непослухе.
Непослуха: А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка «Дорожная».
(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)
Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз – два — три,
Покачай головой: раз – два – три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.
Игра (малой подвижности) «Светофор»
Психолог: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Светофор».
Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.
Непослуха: Здорово, ребята! Вот я перешёл дорогу по пешеходному переходу, на зелёный свет светофора, держась за крыло тётушки Совуньи и вдруг передо мной знак стоит, а что это за знак я не помню. Подскажите, пожалуйста. (детям демонстрируется знак автобусной остановки).
Дети: Это остановка, здесь автобусы останавливаются, здесь люди ждут автобус и т.д.
Психолог: Правильно, ребята, а вы умеете правильно вести себя на остановке? Послушайте стихотворение:
Ждёшь автобуса, трамвая,
На дорогу выбегая?
Это очень-очень плохо, —
Ведь опасная дорога!
На скамейке посиди
И автобус подожди.
Игра-задание «Остановка»
На доску вывешивается плакат с изображением остановки и людьми, которые по-разному себя ведут.
Дети получают задание: Ребята, объясните Непослухе, как нужно вести себя на остановке. Зачеркните фигуры тех детей, которые ведут себя на остановке неправильно. Раскрасьте тех, кто ведёт себя безопасно.
Прощание.
Психолог: Ну вот и наша остановка, ребята. Давайте прощаться с Непослухой. Наше увлекательное занятие заканчивается. До новых встреч.
Речёвка:
Чтоб жить, не зная огорчений,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.