Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Направления деятельности педагога-психолога:
с руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.
- Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
- Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
- Предоставляет отчетную документацию.
- 9.Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- 11.При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
- 8.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
- Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
- Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
- Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
с воспитателем
- Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
с музыкальным руководителем
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
- Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
с воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
- Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
- Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
с учителем-логопедом
- Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
- Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
- Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников
Обучает родителей:
- способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
- умению организовывать и направлять разные игры детей;
- методам игрового взаимодействия с ребенком;
- созданию оптимальной развивающей среды дома;
- правилам выбора игровых средств и оборудования.
Проводит:
- индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
- групповые тематические консультации для родителей;
- игровые детско-родительские сеансы;
- психологическую диагностику детей.
Знакомит родителей:
- с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
- со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Объясняет родителям значимость:
- создания условий для успешной социализации детей;
- обучения игровому взаимодействию с детьми.
Формирует:
- психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
- потребность к овладению психологическими знаниями;
- модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
- личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
- предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
Проводит:
- групповые тематические консультации для родителей:
- индивидуальные консультации для родителей по запросу;
- консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;
Направления деятельности педагога-психолога в лекотеке
- Проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
- Составляет психолого-педагогическое заключение по результатам обследования.
- Осуществляет профессиональную консультативную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей раннего и дошкольного возрастов и семей, их воспитывающих.
- Участвует в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
- Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, связанных с воспитанием, поддержкой и развитием личности ребенка.
- Ведет принятую в учреждении и лекотеке документацию, связанную с выполнением должностных обязанностей педагога-психолога.
- Участвует в проведении родительских собраний, консилиумов, методических объединений, в подготовке и проведении семинаров, консультаций.