Измерительная шкала уровней психического развития дошкольников

1. ОЩУЩЕНИЯ 2. ВОСПРИЯТИЕ 3. ЗАПОМИНАНИЕ
3 года а) С ошибками называет и различает основные цвета спектра а) При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием а) Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме
4 – 4,5 года б) В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра б) Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними б) Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме
5 лет в) Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их в) Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нём основное и второстепенное в) Запоминает материал, выделяя в нём выступающие на первый план элементы
5 – 5,5 лет г) Различает и называет цвета спектра и их оттенки г) Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы г) Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании
6 – 7 лет д) Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности д) Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому д) Запоминает учебный материал, понимая его содержание
4. МЫШЛЕНИЕ 5. ВООБРАЖЕНИЕ 6. ВНИМАНИЕ
3 года а) Получает новые сведения практическим способом, без участия речи а) Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции а) На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес
4 – 4,5 года б) Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить её условия б) В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство б) Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
5 лет в) Выполняет познавательные действия с опорой на речь – средство достижения результата в) В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них в) После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
5 – 5,5 лет г) Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана г) Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть г) По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
6 – 7 лет д) Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи д) В уме создаёт новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях д) При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей
7. ИГРА 8. ОБЩЕНИЕ 9. РЕЧЬ
3 года а) Выполняет с игрушками ролевые действия а) Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи а) Обозначает словами окружающие предметы и явления
4 – 4,5 года б) Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей б) Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания б) Владеет элементарной связной речью, которая ещё не выходит за пределы наличной ситуации
5 лет в) Берёт на себя определённую роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями в) Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям в) Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты
5 – 5,5 лет г) Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними г) Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым г) Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий
6 – 7 лет д) Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения д) Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми д) Владеет развёрнутой речью, передающей и отвлечённую от данной ситуации информацию
10. ЭМОЦИИ 11. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 12. САМОРЕГУЛЯЦИЯ
3 года а) Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся а) Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого а) Действует под влиянием ситуативных эмоций
4 – 4,5 года б) Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов б) Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях б) В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания
5 лет в) Обнаруживает сопереживание реальным людям в) После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности в) Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие
5 – 5,5 лет г) Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым г) Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях г) Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия
6 – 7 лет д) Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся д) Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях д) В ситуации выбора отдаёт предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого

В данной таблице представлены пять усложняющихся уровней развития отдельных психических функций и качеств личности ребёнка. Они в норме соответствуют определённому возрасту.