Как научить ребёнка управлять своим поведением

Умение управлять собой дошкольникам дается с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредно­сти и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят, все дело в том, что речь не сразу становится для де­тей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке спо­собность управлять своим поведением, взрослые не­редко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую  провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послу­шанию, очень вредны для развития личности ребенка. Такое послушание — вынужденное и навязанное, ко­торые взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях — без кон­троля взрослого — может превратиться в свою про­тивоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказа­ниями можно добиться подчинения, но нельзя нау­чить управлять своим поведением. Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и мо­жет обеспечить целенаправленность, организован­ность, самодисциплину, воспитывается в иных усло­виях, другими способами.

Поэтому в работе с дошкольниками предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.

Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в пол­ном объеме и с большей функциональностью кор­ректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и до­школьного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более под­готовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

 

Игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. Для этих игр характерна определенная внутренняя позиция и образ дейст­вий, оговоренный правилами. Дети учатся подчиняться правилам. Умение выражать принятую игровую позицию, устойчиво ее удержи­вать и действовать, сообразуясь с ней, начинает формироваться в сюжетно-ролевой игре. В этом проявляется генетическая преемствен­ность сюжетно-ролевой игры и игры с правилами.

Освоение игр с правилами важно для формирования предпосылок учебной деятельности. В них ребенок начинает сознательно подчи­няться правилам. Эта особенность игры с правилами ведет к развитию произвольности и создает предпосылки для подчинения активности ребенка учебным целям. Именно в играх с правилами ребенок начина­ет обращать внимание на способ достижения результата, а не только на сам результат.

 

Рассматриваемые нами типы игр важны и эффективны не только для формирования учебной деятельности, но и для  профилактики и коррекции неконструктивного поведения.

  1. Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
  2. В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются  безудержным  стремлением ребенка к выигрышу,  желанием быть первым и лучшим. Постепенно, в процессё крррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования.

На примере этой игры можно  показать уни­версальные способы усложнения игр с правилами.    Для усложнения игр с правилами целесообразно:

  • подключить к игре действия, требующие от де­тей большей внимательности, наблюдательности (на­пример, прежде чем закрыть фишкой каждое нечет­ное число, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);
  • внести в игру дополнительные запреты (два-три), и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего ка­кую цифру он назвал; о наличии у себя на карточке названной цифры сообщать молча, т.е. поднятием ру­ки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!»);
  • ввести в игру новые формы организации ее уча­стников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);
  • ввести в уже известные традиционные игры эле­менты творческой активности, то есть, усложнить иг­ру новыми правилами, придуманных самими детьми.