Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС.

«Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

педагог-психолог

МБДОУ ЦРР д/с № 11 г. Лобня

Н.В. Парфёнова

 

Введение

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Методологическое обоснование.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС  результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Дошкольное образование Начальное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др
3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта  обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

  • замену учебного блока на образовательные области
  • увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
  • изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
  • изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Портрет выпускниа

Выпускник ДОУ Выпускник начальной школы
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.

Любознательный, активный.

Эмоционально отзывчивый.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения.

Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни.

Любознательный, активно познающий мир.

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Любящий свой народ, свой край, свою Родину.

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Метапредметные результаты.

Предметные результаты.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К ним относятся следующие характеристики личности:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру,  положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  • ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством.
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
  • ребёнок способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.
  • ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной  оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. В связи с этим было принято решение о создании «Программы по преемственности детского сада и начальной школы»

Сроки реализации программы —  2015-2016 учебный год.

Участники программы – дети, воспитатели подготовительных групп,  учителя начальных классов, завуч школы, заместитель заведующего по УВР, психолог ДОУ, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед.

Цели:

  • создание условий для обеспечения преемственности при переходе из детского сада в школу;
  • обеспечение условий для всестороннего развития детей с учётом ФГОС.

Задачи:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе;
  • создание условий для успешной адаптации при переходе из детского сада в школу;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах подготовки детей к школе;
  • создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;
  • организация и проведение работы по психологической подготовке детей к школьному обучению.

 

 Основная часть.

Структура программы:

 

I. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • занятия на формирование психологической готовности детей к школьному обучению;
  • диагностика (фронтальная, индивидуальная) по выявлению уровня готовности к школьному обучению.

 

II. Работа с педагогами:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование, тестирование родителей;
  • образовательно — игровые тренинги и практикумы для родителей
  • визуальные средства общения;
  • заседания родительских клубов.

Ожидаемые результаты.

  • Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
  • Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
  • Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.
  • Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
  • Мотивационная готовность детей к обучению в школе .
  • Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
  • Согласованность целей и задач дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса

 

План работы по преемственности МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Золотая рыбка»     г. Лобня  и МБОУ СОШ № 3 г. Лобня  на 2015-2016уч.г.

 Стратегическая идея:

–  обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

–  формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

– раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

– реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей  детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы:

– Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

– Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

– Развивать мыслительную деятельность детей подготовительной к школе группе.

– Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровье сберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2015-2016 учебный год.

п/п

Мероприятия Сроки Ответственный
Методическая работа
1 День знаний;

Обсуждение плана совместной работы

сентябрь завуч, муз. рук., зам. зав. по УВР
2 Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. сентябрь завуч

зам. зав. по УВР

3 Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;

Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

октябрь

ноябрь

зам. зав по УВР

воспитатели

4 Подведение итогов адаптации первоклассников;

Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май

зам. директора по УВР,

психолог, учителя

5 Составление списков будущих первоклассников апрель-май зам. зав. по УВР, психолог
6 Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготовительной группы в школе во второй половине года.

цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.

апрель завуч

зам. зав. по УВР

учителя нач. классов

воспитатели подг. гр.,

психолог

7 Педагогические совещания.

Вопросы для обсуждения:

— актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

январь завуч

зам. зав. по УВР

психолог

8 Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе. декабрь инструктор по физ. воспитанию
9 Консультация для педагогов:

«Культурно-историческая парадигма в психологи»

сентябрь
10 Консультация для педагогов:

«Системно — деятельностный подход в условиях ФГОС ДО».

ноябрь психолог
11 Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г. май зам. зав. УВР
Работа с родителями
1 Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»

— Родительское собрание для будущих первоклассников

— Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь зам. директора по УВР

психолог

зам. зав. по УВР

2 Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе январь воспитатели подг.гр. психолог
3 Готовность детей к школьному обучению. в течении года психолог
4 Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.

Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

в течении года воспитатели подг.гр. психолог
5 Консультации для родителей по вопросам подготовки детей к началу регулярного обучения в школе. в течении года психолог
6 Педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки детей к школе «Педагогическая гостиная» в течении года психолог, воспитатели, логопед, физ. инстр., муз.рук.
Работа с детьми
1 Экскурсия в школу на праздничную линейку. сентябрь зам. зав. по УВР воспитатели подг. группы
2 Экскурсии в школу:

ü Знакомство со спортивным залом;

ü Знакомство с созданием школы;

ü Знакомство с классами (кабинетами);

ü Знакомство с библиотекой.

в течение года зам. зав. по УВР воспитатели подг. гр. психолог
3 Взаимопосещение Новогодних утренников декабрь зам. зав. по УВР, завуч
4 Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» февраль воспитатели подг.гр.

психолог

5 Выставка-обмен рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»

Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель

воспитатели,

уч. нач.классов

психолог

6 Участие первоклассников в празднике

«До свидания, детский сад»

май учителя, воспитатели,

муз руководители

7 Проведение занятий «Введение в школьную жизнь» (с детьми подгот. групп) октябрь- апрель воспитатели подгот. гр.

психолог

8 Проведение занятий «Развитие коммуникативных способностей» (по запросу, по результатам диагностики) январь — апрель психолог
9 Диагностическое обследование детей подготовительных групп:

-психологическая готовность к школе

-уровень мотивации к школьному обучению

-уровень психо-социальной зрелости

январь,

апрель,

май

психолог

Заключение.

Таким образом, решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две ступени начального образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в ДОУ, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Преемственность  при  переходе  ребёнка  из  детского  сада  в  начальную

школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий уровень и становятся основой для его дальнейшего развития. Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Внедрение инновационных программ и технологий позволяет  достигать положительных результатов при подготовке детей к школе.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru
  4. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 — № 3 – с. 74-80.
  5. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014