Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.  C каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные отклонения в познавательной и речевой сфере.

Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих отношений. Для человека жизненно важно внятно выражать свои мысли, а для его разностороннего развития и социализации важно еще и умение вступить в беседу и поддержать ее.

Ежегодно отмечается тенденция к снижению количества дошкольников с речевой нормой, так 60% от всех  дошкольников составляют дети  с отклонением в речевом развитии – по ряду объективных и субъективных причин. Из-за несовершенства речи у ребенка возникают и нарастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4-5 лет более развитые дети начинают замечать недостатки своей речи и нередко болезненно их переживают. Они стесняются говорить, читать стихи на празднике, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно; дети становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии и в школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников.

Снижение уровня коммуникативных умений и навыков у детей нацелило  нас на поиск эффективных методов работы для обеспечения равных стартовых возможностей  в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании и апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

  • Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
  • Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  • Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

В центре этой модели – ребенок. Воздействие на его развитие осуществляется с четырех сторон. Главное воздействие оказывают родители, поскольку именно они несут  главную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Активными нашими помощниками в повышении родительской компетентности, осуществлении разработанных нами коррекционно-развивающих мероприятий с детьми являются воспитатели. Большую роль в развитии дошкольников играет наша совместная работа, как педагога-психолога и учителя-логопеда.

В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Параллельно работаем над развитием личности ребенка в целом. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

  • Системность. Развитие ребенка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  • Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
  • Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работ — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Наша модель взаимодействия включает следующие направления:

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее
  • аналитическое

Первое направлениедиагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы мы исходили из основных принципов педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:

Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.

Второе направлениекоррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе мы:

  • Разработали интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики;
  • Составили психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

Третье направлениеаналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект — субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.

Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.