Методика «Выбери нужное лицо»

Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная ме­тодика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности прояв­ляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7 лет.

Психодиагностический изобразительный материал представ­лен серией рисунков размером 8,5×11 см, каждый из которых демонстрирует типичную для дошкольника жизненную ситуа­цию. Все рисунки выполнены в двух вариантах — для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования испытуемый идентифи­цирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Рисунок снаб­жен двумя дополнительными изображениями детской головы. На одном изображении представлено улыбающееся лицо ребен­ка, а на другом — печальное. Двусмысленность рисунков в мето­дике имеет основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситу­ациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляют ребенку в определенной последовательности и дают инструкцию:

1.Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребен­ка будет лицо: веселое или печальное? Он (она) играет с малы­шами».

  1. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей ма­мой и малышом».
  2. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет ли­цо: печальное или веселое?».
  3. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое? Он (она) одевается».
  4. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми».
  5. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  6. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое? Он (она) в ванной».
  7. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое?».
  8. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет ли­цо: печальное или веселое?»
  9. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка бу­дет лицо: печальное или веселое?»
  10. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки».
  11. Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое?»
  12. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) со своими папой и мамой».
  13. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) ест».

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, резуль­таты заносятся в протокол.

 

На основе полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычис­ляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен выра­женному в процентах отношению числа эмоционально-негатив­ных выборов к общему числу рисунков:

Результат:

Высокий уровень тревожности — ИТ больше 50% Средний уровень тревожности — ИТ находится в пределах от 20 до 50%

Низкий уровень тревожности — ИТ находится в пределах от О до 20%. Отдельно по каждой картинке возможно провести ка­чественный анализ, в зависимости от того, к какой

Здесь делается вывод об эмоциональном опыте общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Особым проективным значением обладают рисунки с ситуациями «Одевание», «Укладыва­ние в постель в одиночестве», «Еда в одиночестве», «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование». Присутствие в дан­ных ситуациях отрицательных эмоциональных выборов указывает на высокую степень вероятности присутствия у ребенка высокого уровня тревожности.

«Выбери нужное лицо» .    Протокол обследования.

Ф.И. реб. ______________________________ возраст ____________

Группа: ____________________Дата обследования: ______________

Номер и содержание

рисунка

Примерное высказывание

ребёнка

Выбор лица
весёлое печальное
1. Игра с младшими детьми
2. Ребёнок и мать с младенцем
3. Объект агрессии
4. Одевание
5. Игра со старшими детьми
6. Укладывание спать в одиночестве
7. Умывание
8. Выговор
9. Игнорирование
10. Агрессивное нападение
11. Собирание игрушек
12. Изоляция
13. Ребёнок с родителями
14. Еда в одиночестве